Блог сайта РУССКИЙ БАПТИСТЪ

"Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2:17)

Previous Entry Share Next Entry
Подпорченный винигрет Г. Савина
Русский
rusbaptist



           
Преподаватель Московской богословской семинарии Г. Савин отреагировал на помещенное выше письмо пастора Музычко И.В. большой статьей на портале ''Христианский мегаполис'' под названием ''Подпорченный винигрет и ''чистое словесное молоко''. Статью можно прочесть по ссылке: http://www.christianmegapolis.com/. Статья большая и многоплановая. Здесь приводятся цитаты из этой статьи, касающиеся либерального богословия. Г. Савин пишет в своей статье:

«Недавно я опубликовал на портале “Христианский мегаполис” экзегетическую статью, посвященную толкованию притч Иисуса о Царстве Небесном и основанную на материале 13 главы Матфея. («Читаем Библию вместе: размышления о Царстве Небесном (Мф.13.) »). Статья была посвящена в большей степени методике истолкования текста, но были сделаны и некоторые выводы с соответствующими аргументами с учетом контекста, общей семантики и прагматики текста. и многих других важнейших параметров герменевтического характера. Самым удивительным явлением стал для меня отклик одного из уважаемых в евангельском братстве служителей, который вместо объективной критики разразился отповедью в духе: «У нас так не принято …», «Я по-другому все понимаю … ».

Приведу ряд конкретных цитат: “Дело в том, что недавно редакция ”Христианского мегаполиса” прислала мне по электронной почте статью современного христианского богослова Г.Савина, преподавателя Московской духовной семинарии, под названием “Размышления о Царстве Небесном”. Когда я прочитал ее, то был весьма удивлен – эта статья является прекрасной иллюстрацией того, о чем я говорил в моей воскресной проповеди. В статье точно представлена подробная ”технология” препарирования небесного хлеба и превращение его в в что-то мутное и несъедобное. Вот я посылаю Вам эту статью и советую всем прочитать ее. < (ссылка на мою статью в «ХМ») > Как Вы видите из статьи, автор берет пять притч о Царстве небесном (пять кусков хлеба), добавляет к ним свои химические ингредиенты (ЛСВ, семы, тропы и др.), все это перемешивает с помощью известной технологии (предмет, образ, точка подобия) и выдает результат: ”Итак, Царство Небес – это твоя и моя, дорогой читатель, поместная христианская община.” Какое убожество и никакого назидания по сравнению с благодатными толкованиями притч Христа нашими духовными отцами, такими например как Карев А.В., Канатуш В.Я. или особенно Освальд Тярк …”

Для начала несколько комментариев по вышеприведенному тексту. Во-первых, скажу о себе так (сначала от 3-го лица, потом от 1-го): Г.Савин – «не богослов», – это слишком высокое звание для него, «богослов» это Вы, дорогой брат, автор этого письма. Он просто ученый-филолог преподаватель и практик. Так что его можно называть просто – «филолог» (по крайней мере, по 3-м дипломам РУДН это так; диплом к.ф.н.: филология, ВАК: 10. 02. 01).

Во-вторых, он преподает в Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов, а не в «Московской духовной семинарии». Пожалуйста, не путайте, возникают совершенно разные ассоциации.

В-третьих, мне, конечно, с юности известны «благодатные толкования притч Христа» духовных отцов, таких как, например, А.В.Карев, В.Я.Канатуш и О.А.Тярк. Эти книги до сих пор стоят у меня на книжной полке на видном месте, но неужели сегодня нам уже нечего сказать по этому поводу? Или нашелся кто-то, кто уполномочил себя наложить запрет на изучение Библии современными методами?

В-четвертых, и в заключение, неужели из всех аргументов против моего опуса у моего критика есть только эмоционально окрашенные «добрые слова» в мой адрес типа: «Какое убожество и никакого назидания по сравнению с благодатными толкованиями притч Христа нашими духовными отцами». Здесь нет личной обиды, но только желание указать на полное отсутствие культуры нормального (даже не христианского) общения. Дальше речь пойдет о более важном предмете, чем автор этих строк. Есть желание разобраться в некоторых моментах современной духовной жизни нашего евангельского сообщества, о которых есть смысл высказаться отдельно.

Зачем наклеивать на братьев ярлыки? Первое, что особенно бросается в глаза, – это неосмысленность сказанных слов, полная безотчетность словесного речевого потока. Особенно явно это выражается в речах и текстах братьев, не имеющих современного системного богословского образования; например: «Второй подход особенно часто встречается среди людей образованных, особенно выпускников духовных учебных заведений, которые во время учебы впитали либеральное богословие, которое гласит, что Библия – это древний манускрипт, и к ее пониманию следует подходить, используя научные принципы и методы, выработанные филологией, лингвистикой, текстологией и герменевтикой». Да, Библия – это действительно собрание манускриптов. Не буду сыпать такими словами, как «непогрешимая», «безгрешная», «безошибочная», «беспорочная», просто скажу, что «боговдохновенная», обладающая предельным авторитетом для любого возрожденного духовно христианина. Но дело здесь не в этом, а в употребленном братом словосочетании «либеральное богословие». Всем известно, что в последние 50 лет слова «либеральный», «либерализм» приобрели отрицательную коннотацию. Более того, записывать «выпускников духовных учебных заведений» в либералы – это, по крайней мере, бестактно. К сожалению, в нашей среде «братьев, пребывающих в простоте» (только не Христовой, а духовно-интеллектуальной) употребить эти слова, то же самое, что поздороваться с знакомым человеком. Сколько раз слышал со стороны: «У тебя такая либеральная жена, что даже косынку в церкви не надевает», или «Ты такой либеральный, что на молодежное общение пришел в джинсах». Так вот, либерализм – это особое направление в богословии, библеистике, прежде всего, связанное с поиском «исторического Иисуса», основанное на реконструкции первоначального библейского текста, а в идеале – и подлинных слов Христа (критика форм, традиций, редакций). Это богословие родилось в Европе и получило свое развитие в Америке. Его носители ставили своей задачей противопоставить «Иисуса догматического» «Иисусу историческому», подлинному невымышленному, настоящему, неискусственному. Это надо знать всем, кто серьезно занимается Писанием, чтобы правильно употреблять этот термин. Это богословие оказалось нежизнеспособным, ибо не имело в себе силы Духа Святого. Теперь, прежде, чем использовать термины «либерал», «либеральный», покажите мне труды этого либерала или, по крайней мере, найдите этот «либерализм» в моих статьях, высказываниях, лекциях и т.п. К сожалению, уже во многих общинах евангельского сообщества уже стало традицией неправильное словоупотребление концептов и терминов. Ляпнул и забыл. Наивная простота. А теперь немного о традиции, о ее осмыслении и переосмыслении».

           Статья Г. Савина не осталась без ответа со стороны пастора Музычко, который в своей статье под названием ''Размышления о подпорченном винигрте'', размещенной на том же портале ''Христианский мегаполис'', комментирует все вопросы, затронутые в статье Г. Савина. Ниже приводится цитата из статьи Музычко, относящаяся к вопросу либерального богословия:

           «Автор статьи, заслуженно критикуя своего оппонента, который вместо того, чтобы пользоваться критическими аргументами, допускает такие эмоционально окрашенные неуважительные выражения, как ”убожество и никакого назидания”, сам, не замечая того, допускает ту же ошибку. Не приводя ни одного аргумента, какие мысли в сочинениях Каргеля, Карева и других авторов не соответствуют или противоречат Священному Писанию, автор объявляет их книги протухшим винегретом, который необходимо выбросить в мусорное ведро. Очевидно, что эмоционально окрашенное выражение ”протухший винегрет” мало чем отличается от выражения ”убожество”.

Г.Савин сетует на то, что его считают выразителем либерального богословия и приводит свое определение этого термина. По его мнению либеральное богословие – это «особое направление в богословии, библеистике, прежде всего, связанное с поиском «исторического Иисуса», основанное на реконструкции первоначального библейского текста, а в идеале – и подлинных слов Христа (критика форм, традиций, редакций). Его носители ставили своей задачей противопоставить «Иисуса догматического» «Иисусу историческому», подлинному невымышленному, настоящему, неискусственному». Данное определение правильное, но неполное. На самом деле либеральное богословие отвергает не только евангельского Иисуса, но все, что с Ним связано: прежде всего богодухновенность Писания, все Божественное и все чудеса. Вот что по поводу либерального богословия написано в одноименной статье “Википедии”: «Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе, создав образ «либерального» исторического Иисуса». Конечно, по вероучению наше братство ЕХБ ничего общего с либеральным богословием не имеет. Но есть опасность его проникновения, особенно через богословские учебные заведения. Вот что об этом пишет С.В.Санников: «Евангельско-баптистское братство Советского Союза было надежно защищено от проникновения западного богословия коммунистическим «железным занавесом». Кроме того, в условиях воинствующего атеизма практически единственным источником богословия была Библия. Эти два фактора обеспечили консервирующее действие русскоязычному богословию, поэтому битва за учение здесь шла главным образом между конфессиями, а не между либералами и фундаменталистами, как на Западе. Однако с конца 1980-х гг. ситуация изменилась. Открытые границы, большое количество постоянно работающих миссионеров создали благоприятный фон для широкого проникновения в церкви ЕХБ различных форм либерального богословия. Наибольший риск для наших церквей представляют образовательные и издательские программы, проводимые иностранными миссиями». Опасность представляет не только само либеральное богословие (учение), но и вытекающие из него практические последствия, которые обычно называются христианским модернизмом. Он по сути представляет собой перенесение принципов либерального богословия в практическую христианскую жизнь. Модернизм – это отступление от заповедей Христовых, от святой христианской жизни, подражание миру. Опасность его состоит в том, что он открывает дверь для проникновения в церковь мирского духа и формирует в христианине его поведенческую позицию. Христианин, подверженный влиянию либерального богословия, считает для себя необязательным строго придерживаться евангельских заповедей отделения от мира (1Иоан.2:15; 2Кор.6:14-18; Иак.4:4).

Г.Савин пишет: «Теперь, прежде, чем использовать термины «либерал», «либеральный», покажите мне труды этого либерала или, по крайней мере, найдите этот «либерализм» в моих статьях, высказываниях, лекциях и т.п.». Проф.Савин не только высказывается в духе модернизма, но и учит своих слушателей либеральному отношению к евангельским заповедям. Приводим его ответы на некоторые вопросы его читателей: «Как христианам жить в мире, при этом, не живя по-мирски? Этот вопрос сам по себе вызывает у меня целый ряд вопросов. Здесь ключевое слово «по-мирски». Я, например, веду вполне светский образ жизни, будучи христианином и служителем церкви. Под светскостью я понимаю посещение театров и кинотеатров, чтение большого количества разной литературы, просмотры различных фильмов и телепередач, интересуюсь политической жизнью общества и т.п. Внешне я практически ничем не отличаюсь от культурного добропорядочного неверующего человека. Из христианских праздников, которые я всерьез воспринимаю – только Рождество и Пасха. Такие праздники как Благовещенье, Сретенье, Духов День и т.д. для меня проходят параллельно. Для меня целая проблема, когда в чужой церкви меня просят проповедовать, напоминая, что в ближайшее воскресенье какой-то очередной православный праздник мариологического цикла. В таких случаях я обычно несколько иронично спрашиваю: так что вы собираетесь делать – мед святить или яблоки крестить? Поэтому мой вам ответ: не нужно по всякой ерунде противопоставлять себя этому миру; мы, в конце концов, являемся частью этого мира, но более светлой его стороной. Живите в соответствии с требованиями Писания, совести и нашей христианской традиции, все это очень надежно защищает нас от многих бед». http://www.word4you.ru/interview/24692/

Уже в самом вопросе содержится посыл, что христианин не должен жить по-мирски. Г.Савин отвечает, что можно жить по-мирски и приводит в пример свою поведенческую позицию. Такая жизненная позиция – это типичная позиция модерниста, выразителя либерального богословия. Для такого либерального христианина слова Писания – ”не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей”; ”дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (1Иоан.2:15; Иак.4:4) – не более, чем пустой звук. Если обратить его внимание на то, что такая позиция противоречит Слову Божьему, то либеральный христианин, обычно, отвечает, что сначала надо с помощью герменевтики, лингвистики и филологии выяснить значение этих слов, в каких исторических условиях они были сказаны, кто их адресат и т.д. Проф. Савин говорит о том, что ”мы (то есть верующие, дети Божьи, значит церковь Христова) являемся частью этого мира”. Это абсолютно не евангельская, либеральная позиция. Церковь Христова никогда не была и не является частью этого мира, хотя она существует в этом мире. Церковь – Тело Христово, духовный организм. Как тело человека (организм) находится во враждебном окружении различных болезненных микробов, вирусов и бактерий, но если оно здорово, то его иммунная система защищает организм от проникновения внутрь этих микробов и их вредного воздействия. Так и церковь (Тело Христово) находится в этом греховном мире с его соблазнами и искушениями. Она тоже имеет свою иммунную систему, которая хранит церковь от проникновения внутрь нее мирских духовных микробов – ”похоти плоти, похоти очей и гордости житейской” (1Иоан.2:16). Такой духовной иммунной системой для церкви и каждого ее члена является страх Божий (Пр.16:6; Иер.32:40; Фил.2:12) и крест Христов, о котором Апостол Павел говорит так: ”А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”; ” Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал.2:19-20, 6:14).

Одним из признаков рожденного свыше христианина является то, что он усваивает ”благодать Божью не только спасительную, но и научающую нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит.2:11-12). Христианин, зараженный духом модернизма, является носителем опасного и вредного вируса духовной болезни, которая в Писании называется ”дружбой с миром” (Иак.4:4). Тем более такой человек опасен для детей Божьих, если он по своей должности является учителем и воспитателем».

Иван Музычко


?

Log in

No account? Create an account